ВладимирЪ МалдерЪ (vmulder) wrote,
ВладимирЪ МалдерЪ
vmulder

Categories:

Холковский пещерный монастырь

Привет всем. Собственно, открыл сезон. С Командой Нескучный день удалось поехать в замечательную поездку в ещё одну Пещеру Придонья, точнее не совсем Придонья, но в меловую подземную церковь Холкинский пещерный монастырь. Спасибо организаторам поездки.

Фото 1.

В первую очередь место это знаменито памятником языческому князю Святославу Игоревичу с коловратом на щите. Автор скульптуры Вячеслав Михайлович Клыков (1939—2006), 2005 г.

Фото 2.

Здесь Святослав изображается как победитель Хазар. Изначально на щите хазарина планировалась звезда Давида, но у евреев на этот счёт бомбануло и звезду Давида было решено заменить символом богини Иштар, который ныне красуется каждый новый год на ёлке Воронежа. Кстати, звезда Давида есть тут до сих пор, её закрыли на болты.

Фото 3.


Фото 4.

Немного истории.
По преданию, монастырь располагается на том месте, где произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году. Этого же мнения придерживается известный археолог Светлана Плетнёва.
Холков-Царев-Николаевский мужской монастырь впервые упоминается в 1620 году как наземный, с деревянным храмом, перестроенным позже заново и освящённым во имя Преображения Господня. После 1650 г. монастырь называется официально Преображенским. Первый настоятель наземной обители — инок Геласий.

В 1653 году царь Алексей Михайлович дал настоятелю монастыря Ефрему жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, которую монахи построили рядом недалеко от пещер на берегу реки Холок. В 1757 году была возведена деревянная часовня перед входом в пещеру. Вскоре она была расширена и стала служить надвратной церковью. Поскольку монастырь регулярно подвергался набегам татар, в 1666 на самом высоком холме неподалёку от монастыря была сооружена «Жестовая сторожка» для наблюдения за степью, которая входила в систему белгородской засечной черты.

В 1764 году согласно Манифесту о секуляризации монастырских земель пещерный Холковский монастырь был упразднен.

В 1830-х годах князь А. Б. Голицын попытался на свои средства возобновить пещеры и пещерную церковь, однако по разным причинам подземный монастырь так и не открылся. С 1764 г. службы для прихожан проводились в наземном Покровском храме, оставшемся от упразднённого монастыря, а нижняя пещерная церковь была заброшена. Главный Преображенский храм монастыря был разобран для перестройки незадолго до закрытия обители, но так и не построен заново.

В разных номерах «Курских епархиальных ведомостей» за 1890—1899 гг. настоятель Покровского приходского храма слободы Холка священник Иаков Тимофеев публиковал множество статей, как о истории монастыря, так и о жизни прихода.

Одновременно неподалёку появилась и другая пещера — «пещера старца Никиты», вырытая в 1890—1920 годы отшельником Никитой Бычковым, уроженцем села Холки.

В 1990 году к заваленным многолетними осыпями пещерам, намереваясь расчищать их и восстанавливать монастырские строения, был Василий Пономарёв. Бросив службу в райкоме, он приехал из Чернянки в Холки и начал раскапывать завалы в пещерах. Вскоре появились и другие добровольцы. Через три месяца пещеры обрели почти первозданный вид.

14 октября, в праздник Покрова Богородицы, состоялось «торжественное открытие Холковских пещер для посетителей». Спасённый исторический памятник стал филиалом областного краеведческого музея, сюда начали приезжать организованные экскурсии.

Богослужения в подземном храме возобновлены в 1995 году. В 1997 году заложены храмовые строения будущего монастыря — надвратный Храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Владимирская часовня на холме и Храм Донской иконы Божьей Матери.
28 декабря 1998 года решением Священного Синода Русской православной Церкви Свято-Троицкий Холковский монастырь был открыт официально.

Фото 5.

Внутри. Честно сказать, пещера небольшая. Тоннель, несколько ответвлений и подземная церковь, которую расширяют.

Фото 6.

Ниша непонятного назначения. Фантазий много. Даже говорят, что здесь один безумный монах решил столпником сделаться. Молиться стоя до умопомрачения. Но это ещё не самое жуткое. О нём будет ниже.

Фото 7.


Фото 8.

Келья. Икона и лежанка.

Фото 9.


Фото 10.


Фото 11.


Фото 12.

Про эту келью тоже легенды начали рассказывать. Говорят здесь монаха заживо замуровывали и он здесь молился всё время, пока не умрёт. Ему еду носили и забирали испорожнения (мы все люди, как не крути, хоть ты тресни). Честно сказать, такие самоиздевательские практики у меня вообще массу вопросов вызывают. А так, не похоже это место на келью. Скорее на какую-то гробницу, усыпальницу неизвестного монаха.

Фото 13.

Всё-же даже у затворника полного должны быть какие-то удобства. Ну я не знаю, хотя бы место, где стоит икона, на которую он молится или распятье. Но ничего этого здесь нет и не предполагалось.

Фото 14.


Фото 15.

Современная резьба на мелу. Такое же я видел в Колыбелке.

Фото 16.

Ещё одна келья.

Фото 17.


Фото 18.


Фото 19.


Фото 20.


Фото 21.

Подземный Свято-Троицкий храм.

Фото 22.

В настоящий момент церковь расширяется. Чуть чуть раскопали и расширили объём подземного храма.

Фото 23.


Фото 24.


Фото 25.


Фото 26.

На удивление любопытный фарфоровый алтарь. Дерево быстро гниёт, потому специально для этого храма его изготовили в Подмосковье.

Фото 27.


Фото 28.


Фото 29.


Фото 30.


Фото 31.


Фото 32.


Фото 33.


Фото 34.

Местное кладбище.

Фото 35.

Владимирская часовня на холме

Фото 36.

Территория монастыря. Всё - новодел. Но сделано неплохо.

Фото 37.

Храм Донской иконы Божьей Матери.

Фото 38.

В общем, было круто! До новых встреч на интересных объектах.

Фото 39.


Оформлено с помощью «Обрамлятора»



Tags: canon ef 17-40l usm, canon eos 6d, Белгородская область, Пещеры Придонья, пещеры, туризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments