ВладимирЪ МалдерЪ (vmulder) wrote,
ВладимирЪ МалдерЪ
vmulder

Сухум. Часть 7. Вилла Чеми


Фото 1.

Не помню, снимал ли этот дом, но вот такой домик мне встретился по дороге.

Фото 2.

В прошлом году я так и не смог ее найти, да и хватил меня солнечный удар, а потом начались поездки по шахтам и прочая канитель, и так мы ее и не нашли. Даже если у вас есть точные координаты этой виллы, то вам ее будет не так просто найти среди искривлённых улиц Сухумской горы или как ее еще зовут Горы Чернявского (древнее абхазское название — Саматта-рху).

Перед нами дом в стиле модерн, заросший зеленью. Информацией о нём пока не располагаю, пишите, если знаете.

Фото 3.

Вот ещё одно здание, заброшенное и полностью поглощённое зеленью.

Фото 4.

Блукая по извилистым улочкам нам всё-таки удалось найти эту виллу. Находится она на тупике Ласурия, раньше эта улица называлась Курортная. И ведь сразу не узнать эту виллу с этой стороны. Но тем не менее, это и есть Вилла Чеми

Фото 5.

Здание было построено в 1905 году архитектором Ковальским Вильгельм-Франц Альфредовичем.

Фото 6.

С 1906 по 1918 год в нём жил светлейший князь Георгий Михайлович Чачба-Шервашидзе (1846-1918 гг.), сын последнего владетельного князя Абхазии. После смерти Георгия, здание унаследовал его двоюродный брат Александр Константинович (1867-1968 гг.), сценограф Петербургских императорских театров, прожив там до февраля 1919 года, когда эмигрировал во Францию в составе труппы Дягилевского балета.
Во время войны 1992-93 здание подверглось разрушению. В настоящее время дом жилой.
Местные жители посмотрели на меня немного странно, удивились, что я знаю эту историю.

Фото 7.


Фото 8.

Вот и старая мемориальная доска. Висит здесь предположительно с 90х годов.

Фото 9.

Ну а теперь несколько слов о владельцах Виллы.

Князья Чачба - очень древний род Владетелей Абхазии. Но как ни странно, правильное название этого рода не Чачба, а Шервашидзе.
Род восходит от шахов Ширвана, государства, находившегося на территории современного Азербайджана. Именно от этого названия и происходит княжеская фамилия (имя: Шерваши, то есть Ширван, и -дзе — сын).
Но вы спросите, причём тут Чачба? Вот о чём говорит история:
Один из династии Ширваншахов Кесранидов (вероятно, из семьи Манучихра III ибн Афридуна (1120—1160)), захваченный в 1120—1123 в плен грузинским царём, был назначен на должность Цхумского эристава вместо эристава из рода Ачба. До этого времени правителями Абхазии были только Ачба, и это имя стало нарицательным, синонимом слова «государь». Поэтому новые правители Шервашидзе среди абхазов получили название Ач-Ачба — «Ачба над Ачба» или, согласно абхазской фонетике, Чачба. Вот такая история. Тем не менее, в связи с грузинофобией из мемориальной доски грузинская фамилия Шервашидзе была выпилена, а ведь по сути Чачба означает просто «государь» и «князь». Я конечно прекрасно понимаю боль, связанную с убийственной войной, но из песни слова не вычеркнуть, и благородные князья и их потомки не имеют к убийствам и к этой ужасной войне абсолютно никакого отношения. Я конечно понимаю, что созвучно с фамилией Шеварднадзе, но к ним они также не имеют никакого отношения.

Есть правда и другая версия, академик Н.А. Бердзенишвили высказал предположение, что фамилия Чачба происходит от военачальника Куабулел-Отаго Тчатчас-дзе, который упоминается в летописи под 1045 год, как командующий абхазскими подразделениями грузинской армии. Тчатчас-дзе или Чачас-дзе на абхазский манер будет звучать именно Чачба. В любом случае, обе версии имеют право на существование.

Перед нами герб князей Чачба-Шервашидзе

В лазоревом щите две золотые войлочные шапки, по форме головного убора, называвшегося у древних греков пилос, из коих каждая сопровождается золотой восьмиконечною звездою (что знак Диоскура).

Щит увенчан дворянским коронованным шлемом. Нашлемник: три страусовых пера: среднее — лазоревое, крайние — золотые. Щитодержатели: два золотых грифа византийского типа с червлёными глазами и языками. Намёт: лазоревый с золотом. Герб украшен княжеской мантией и увенчан княжеской короной.

Фото 10.



Светлейший князь Георгий Михайлович Чачба-Шервашидзе (1846-1918) был сыном последнего владетеля Абхазии Михаила Георгиевича и княжны Александры (Цуцу, Кесарии) Георгиевны Дадиани (1822—1864).
Молодой князь получил хорошее образование, владел турецким, английским, французским, немецким, грузинским языками. В 1847 году он был зачислен в лейб-гвардию Преображенского полка прапорщиком. В 1863 году он получил звание адъютант командующего Кавказской армией.
Но ему не суждено было сделать военную карьеру.



Начались реформы. Автономия Абхазского княжества была ликвидирована, а отец князя Михаил Георгиевич был сослан в Воронеж (!) (Информацию о том, где он жил предоставлю сразу же, как накопаю).
После официальной отмены крепостного права в 1861 году манифест императора Александра II начал распространяться и на Абхазию. Для её жителей этот манифест был полнейшей нелепицей. Крестьяне Абхазии крепостного права никогда не знали и были свободными, но чиновники царской администрации Измайлов и Черепов, не разобравшись в ситуации, предложили с них выкуп за "свободу" от непонятных "господ", которых крестьяне никогда не знали. Недовольство народа нарастало. Эта ситуация возмутила князя Георгия Михайловича. Он многократно писал об этом, но так и не был услышан.
Надменное и издевательское отношение к народу со стороны царских чиновников привело к тому, что 26 июля 1866 г. вспыхнуло Лыхненское восстание, в котором умного и пользующегося авторитетом у своих земляков, двадцатилетнего Георгия провозгласили владетельным князем Абхазии.
Восстание было подавлено войсками под командованием Кутаисского генерал-губернатора князя Святополк-Мирского. Георгий Михайлович был выслан из Абхазии в Оренбург, где служил в казачьем полку, а затем в Одессу. В 1872 г. он подал в отставку, а через 3 года вновь возвращается на военную службу.
Служил Георгий Чачба-Шеваршидзе в Кавказской армии, дослужившись до звания флигель-адьютанта. Вместе со своей женой Еленой Андриевской проживал в Кутаиси. В свободное время он занимался литературным творчеством и играл большую роль в литературной жизни Грузии. Многие его стихи были посвящены его родной Абхазии, в которую он не имел права возвращаться. Несмотря на трудности жизни, на то, что его лишили большей части его владений, он так и не отказался от своих убеждений и осуждал царское правительство за притеснение абхазского народа и непонимание абхазских традиций. Царские чиновники не оставляли в покое опального князя. На время визита Александра III в Кутаиси он был выслан за пределы города. Возмущённый подобными действиями Георгий Чачба-Шервашидзе оставляет военную службу со словами «раз правительство настолько мне не доверяет, что в том городе, куда прибывает император мое присутствие считает опасным, я не нахожу нужным носить флигель-адъютантское звание».

В 1905 году Георгий Михайлович наконец получил право вернуться на родину. Он поселился в Вилле Чеми, где и прожил до 1918 года. Скончался князь 19 февраля 1918 г. Во время бомбардировки Сухума жители города бежали и с умирающим князем оставалась его племянница, которая и похоронила его. Похоронен он в с. Лыхны. Похороны были более чем скромные для такого великого человека.

Фото 11.

В 1918 году после смерти князя Вилла Чеми переходит к Александру Константиновичу Чачба-Шервашидзе (24 декабря 1867 — 12 августа 1968), который прожил в ней ровно год.
Александр Константинович был первым профессиональным художником Абхазии. Помимо рисования он был сценографом в Мариинском и Александровском театрах, художественным критиком, искусствоведом и занимался общественной работой.
Как художник он сформировался на основе русской реалистической художественной школы и глубокого изучения европейской культуры во Франции. Он работал с русскими художниками А. Н. Бенуа, А. Я. Головин, В. А. Серов, Н. А. Рерих и зарубежными мастерами П.Пикассо, А. Дереном.
«Князь Александр Константинович потомок абхазских Царей, воплощение того восточного рыцарского благородства, которое в наше время почти сказочная редкость», — писал о нём в то время известный русский режиссёр и теоретик театра Н. Н. Евреинов.
В ноябре 1909 года был секундантом М. А. Волошина на его дуэли с Н. С. Гумилёвым.
С 1918 по 1919 годы жил в Сухуме, где по его инициативе была открыта детская художественная школа, где он вел уроки рисования, а при Сухумском артистическом обществе были созданы театральные курсы для местной молодежи.
Некоторое время жил в Крыму, в Коктебеле, у своего друга, поэта и художника Максимилиана Волошина. С 1920 году по приглашению С.П. Дягилева он отправляется в Лондон работать сценографом в «Русском балете».
Наряду со сценографией А. К. Шервашидзе продолжает заниматься живописью и графикой.
Находясь вдали от Родины, художник интересовался жизнью своей страны, её культурными достижениями. Несмотря на некоторые финансовые трудности он безвозмездно отправляет на родину 500 работ. Скончался художник 17 августа 1968 в доме пристарелых в Монако и был похоронен на русском кладбище в Ницце. 12 мая 1985 состоялось торжественное перезахоронение праха художника в Сухуме.

Фото 12.


Фото 13.


Фото 14.

Внутрь попасть не удалось, поскольку там были местные, да и внутри в разрушенной части было много хлама, в общем ничего интересного. Но удалось заглянуть в подвал. В общем-то тоже ничего интересного.

Фото 15.


Фото 16.

А вот перед нами дача Даль. Отсюда она очень красиво смотрится. Принадлежала она попечительнице Сухумской церковно-приходской школы Л. А. Даль. Построена в 1904 году, архитектор А. В. Синицын.

Фото 17.


Фото 18.


Фото 19.


Фото 20.

Не мог не пройти мимо этого замечательного домика. Писал про него ранее. Это греческого купца Вилла Христофора Самуриди 1912 года постройки (архитектор - А.В. Модрах). Сегодня здесь располагается Абхазский институт гуманитарных исследований.

Фото 21.


Фото 22.


Фото 23.

Старинный заборчик

Фото 24.

А вот это уже новодел. Редко когда увидишь, что новодел гармонично вписывается в архитектурный ансамбль.

Фото 25.


Фото 26.


Фото 27.


Фото 28.

Памятник Александру Константиновичу Чачба-Шервашидзе

Фото 29.

А вот в этом красивом здании расположен восстановленный краеведческий музей.

Фото 30.

Дольмен с верхней Эшеры. Каким-то способом его удалось перенести сюда.

Фото 31.

Пробки от дольменов, якоря, снаряды и прочие интересности.

Фото 32.

В самом музее много чего интересного. Экспонаты постепенно пополняются. Перед нами отпечаток ископаемой рыбы.

Фото 33.

Всеразличные обитатели морей

Фото 34.

Чучело местной фауны.

Фото 35.

А вот это каменное кольцо вообще загадка. Сами смотрители музея про него ничего не знают. Настоящее каменное кольцо, как на севере. В Воронежской области есть Мостищенский лабиринт, а это чудо видимо находилось в Абхазии. Возможно это тоже самое кольцо, что нашел Эдуард Чернопятов в Шицкваре. А может что-то ещё. В общем, интересная тема для любителей мест силы.

Фото 36.

В музее также имеется множество всего посвящённого истории Абхазского царства, Абхазского княжества в составе Российской империи, советской Абхазии и истории Грузино-Абхазской войны. В общем, обзор этого музея занял бы слишком много времени. Я просто рекомендую вам посетить его, будучи в Сухуме. Получите массу впечатлений.

Фото 37.


Фото 38.

Вот такая прогулка по БАЯНам Абхазии. Скажу вам, что баяны посетил я все, теперь остались одни НЕбаяны, если есть желание - присоединяйтесь.

Фото 39.


Оформлено с помощью «Обрамлятора»

Tags: abandoned, Абхазия, Воронеж, Путешествия, Сухум, город, заброшенные места, история, йа краеведко, обзор, путёвые заметки, сталкер, теневая сторона, усадьба, фотоотчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments