ВладимирЪ МалдерЪ (vmulder) wrote,
ВладимирЪ МалдерЪ
vmulder

В Перевлес, да по передрова, да в перезаброшенную перецерковь

В Перевлес, да по передрова, да в перезаброшенную перецерковь на церковный перезалаз да на переколокольню на переруфинг.

Фото 1.

Вот такое есть село с забавным названием Перевлес. Само по себе село не большое, но церковь здесь действительно перецерковь для этого небольшого села. Кстати сказать, село сие не молодое. Люди жили в этих краях еще в XI - XIII в. Старинное село Перевлес в качестве пустоши упоминается в писцовых книгах за 1628 год, где сказано, что в селе имеется деревянная церковь Рождества Богородицы. Принадлежало оно помещику И. И. Барыкову. На его средства построен был храм Рождества Богородицы (1824-39). В 1839 году (29 октября) храм был освящен.

Перед нами произведение позднего классицизма с элементами ампира, произведение незаурядное не только по своей величине, но и архитектурному качеству. Сам храм представляет традиционную композицию «ротонда на четверике», осложненную портиками с севера и юга, но с полукруглой апсидой, колоннада которой вместе с колоннадой портиков образует своеобразный периптер. Эта колоннада апсиды, идущая, по-видимому, еще от Кварнеги, вообще явление довольно примечательное для первой трети 19 века, так как все немногочисленные примеры такого решения относятся к концу 18 века.
Ротонда Рождественской церкви очень высокая, прорезана множеством оконных проемов, со сдвоенными полуколоннадами между ними. При взгляде на храм с юга или северо-востока все его колонны – портиков, апсиды и ротонды – образуют мощную систему ритмических вертикалей, к которым присоединяются колонны колокольни. Такое поистине «органное звучание» колоннад делает Рождественскую церковь уникальной.
Особое внимание, конечно, привлекает колокольня. На ее нижнем четверике водружены пять постепенно уменьшающихся по высоте и в диаметре цилиндров, верхний из которых перекрыт полусферическим куполом и увенчан фонарем с маленькой главкой. Мы знаем несколько цилиндрических классических ампирных колоколен, начиная с села Никольского близ Рузы (177-1776, архитектор И. Е. Старов) и церкви Всех Скорбящих в Москве (1787 архитектор В. И. Баженов), но второго такого пятиярусного круглого столпа, как в Перевлесе, назвать не можем. Ему уступают даже такие гиганты, как колокольня церкви Мартина Исповедника в Москве (1791-1806) и бывшая колокольня Спасо-Андроникова монастыря (1795-1803); обе – архитектора Р. Р. Казакова. Автор проекта перевлесской колокольни, конечно, знал эти произведения Казакова, знал он и старовскую колокольню в селе Никольском, откуда и идет мотив круглой колоннады во втором снизу цилиндре столпа. Можно даже прямо сказать, что архитектура всей средней части взята из этого старовского создания, или, иначе говоря, старовская колокольня целиком поставлена на четверик и довершена двумя цилиндрами.
Невольно возникает вопрос: что хотел отметить Барыков заказом такого грандиозного сооружения? Проявилось ли в этом непомерное честолюбие или что-то более важное? Ведь вряд ли автор проекта мог навязать заказчику такой дорогостоящий замысел. К сожалению о Барыкове у нас нет таких сведений. Род Барыковых довольно старый, многие из него служили в 18 веке в московских стряпчих и стольниках, сам же Барыков дослужился до действительного статского советника. Но это не дает ответа на поставленный вопрос. Для создания церкви в Перевлесе нужно было не звание, а деньги, деньги, деньги. Входил ли Барыков в круг истьинских заводчиков? Об этом нет данных, но, вероятно, от Перевлеса тянулись какие-то хозяйственные нити к истьинским заводам, к Хлебникову, к работавшему у него Стасову. Ведь Стасов продолжал работать и в 20-х годах и даже в 30-х годах 19 века. 1827-1835 годами датируется его Троицкий собор в Петербурге, мощная ротонда которого как бы предвосхищает ротонду церкви в Перевлесе. Сильно вынесенный на кронштейнах карниз нижнего цилиндра перевлесской колокольни тоже находит прообраз в стасовском творчестве: таков карниз знаменитой его колокольни в селе Грузине Новогородской области (1815).
Поиски автора проекта храма в Перевлесе – интереснейшая исследовательская задача.
Стоящий рядом с колокольней одноэтажный домик с рустованными стенами (бывшее приходское училище) современен храму и выразительно подчеркивает его монументальность.
(«Рязанские достопамятности» Г.К.Вагнер, С.В.Чугунов Москва 1974г., 1989 г.)
В 1936 году церковь закрыли. Таковой она остается и по сей день, хотя по престольным праздникам и организуются импровизированные богослужения. Но это нисколько не меняет ситуацию: памятник федерального значения начал разрушаться, а этот процесс способен идти только по нарастающей. Весной 2007 года обвалилась часть свода трапезной. Стены церкви изнутри испещрены надписями, а снаружи местами подкопаны и разбиты – возможно, что это дело рук «черных копателей», лелеющих инфантильную мечту «найти клад».
Несколько лет назад взялись за её реставрацию. Увидя леса, мы подумали, что не полазием, ибо началась реставрация, что ж, давно пора, но похоже что ее перезабросили после начала работ. Не известно кто начал и почему бросили.

Фото 2.

Колокольня - одно из самых высоких церковных зданий в рязанской области. Ее высота достигает 55 метров.

Фото 3.

Кстати, эта колокольня напоминает известную колокольню в Новотроицком, Липецкая область.

IMG_7771.jpg

Ну что, идём наверх.

Фото 4.

Вот такой вид открывается с 55 метров.

Фото 5.


Фото 6.


Фото 7.


Фото 8.


Фото 9.


Фото 10.


Фото 11.

Ну, спускаемся вниз.

Фото 12.


Фото 13.

Обвалившаяся крыша.

Фото 14.


Фото 15.


Фото 16.

Винтовая лестница, что ж, попробуем попасть внутрь.

Фото 17.


Фото 18.

Немного фокусов и мы внутри (повреждений, вскрытий не производили, просто можем ходить сквозь стены).

Фото 19.


Фото 20.


Фото 21.

В храме лежит снег, а как говорил Рублёв, нет ничего ужаснее, если в храме идёт снег...

Фото 22.


Фото 23.


Фото 24.


Фото 25.


Фото 26.


Фото 27.


Фото 28.


Фото 29.


Фото 30.

Здесь похоже даже служба велась.

Фото 31.


Фото 32.

Вот такая замечательная церковь.

Фото 33.


Оформлено с помощью «Обрамлятора»

Tags: abandoned, canon eos 6d, Путешествия, Рязанская область, заброшенные места, история, сталкер, фотоотчёт, храм, церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment