ВладимирЪ МалдерЪ (vmulder) wrote,
ВладимирЪ МалдерЪ
vmulder

Завод имени И.В. Сталина

Итак, как думаете, есть ли в Воронеже завод имени Сталина? Вот такая вот фотозагадка. Как ни странно, завод им. Сталина есть, а точнее был.

Фото 1.

Сразу оговорюсь, что здесь речь не пойдет о заброшенном заводе, завод живее всех живых, он просто переехал.

Строительство завода было начато в 1916 году петербуржским фабрикантом Антоном Николаевичем Петичевым, однако до 1927 года возведенные корпуса использовались не по назначению.

В 1927 году началось оснащение завода оборудованием, в октябре 1928 года была изготовлена пробная партия триеров.
9 ноября 1928 года состоялось торжественное заседание с участием секретаря Воронежского Обкома партии И. М. Варейкиса, посвященное пуску завода. Эта дата — официальный день рождения завода.

Перед коллективом ставится сложнейшая задача в кратчайшие сроки обеспечить сельское хозяйство отечественной зерноочистительной техникой.
Заводчане успешно справляются с этой задачей. Уже к декабрю1928года было выпущено 300 триеров. Заводскими инженерами разрабатывается собственная конструкция триера, во многом улучшенная по сравнению с импортными образцами.
Модель ТП-400, образца 1927-28 годов – малогабаритный ручной триер, цилиндрического типа, предназначенный для очистки пшеницы. Доработанные, в дальнейшем, модели могли быть использованы для очистки других зерновых культур и даже льна.
Рассматривая работу «Триера» комиссия НК РКИ СССР пришла к однозначному выводу «… конструкция триера Воронежского завода удовлетворительна и является новой и оригинальной…».
Улучшалось качество, постоянно росло количество выпускаемых машин. В 1929 году потребителям отправлено 23400 штук.
Эти темпы не снижались и в последующие годы, что позволило уже к 1930 году закрыть внутреннюю потребность страны за счёт продукции Воронежского завода «Триер». Качество машин уже позволяет отправлять их на экспорт. Те страны, которые раньше поставляли зерноочистители в Советскую Россию, теперь с удовольствием брали их у нас.
За достигнутые успехи, досрочное выполнение заданий первого пятилетнего плана и образцовую организацию социалистического соревнования в октябре 1930года заводу присваивается имя Иосифа Сталина.
А страна уже ставила новые задачи. Масштабная индустриализация выявила и слабые места в народном хозяйстве. В частности не хватает энергетических мощностей для производства электроэнергии, плохая коммуникация. Причина – нет транспорта для перемещения грузов в больших масштабах. Почти полное отсутствие электричества в деревнях и сёлах. И завод включается в решение этой новой не простой задачи. Постановлением президиума ВСНХ СССР 15 ноября 1930 года завод переводят в ведение Всесоюзного Объединения Тяжёлого машиностроения. Коллективу завода поручается освоить производство дизелей для нужд малой энергетики и речного флота.
Новая страница в истории завода, теперь уже Дизельного завода имени Сталина.

Фото 2.

До 1932 года на предприятии выпускались простейшие зерноочистительные машины — ручные триеры, потом было освоено производство дизельных и авиационных двигателей.
Выпуск триеров был прекращён в первой половине 1934года. На смену им пришли судовые и стационарные дизели системы «Дейтца» мощностью 25 л/с в цилиндре. Первый дизель был изготовлен к 1 мая 1932года. Начиная с1933 года был освоен дизель советской конструкции 19/32 мощностью 35 л/с в цилиндре. Дизель мощностью 140 л/с был выпущен 7 ноября 1933 года. Потом было освоено производство авиационных двигателей.
Кроме основной продукции, в 1937 году было освоено производство корпусов 76 миллиметровых снарядов. В этом же году на заводе создаётся цех по ремонту 45 миллиметровых противотанковых пушек.

В октябре 1941 года завод был эвакуирован в г. Андижан Узбекской ССР. Во время боев за освобождение Воронежа корпуса цехов и здание заводоуправления были полностью разрушены. 9 июля 1943 года завод №154 был передан из наркомата авиационной промышленности в систему сельскохозяйственного машиностроения и 7 октября 1943 года получил название «Воронежсельмаш». Началось восстановление производственных мощностей.

17 мая 1946 года изготовлен первый послевоенный триер, а с 1948 года начался выпуск сложных зерноочистительных машин ВИМ-СМ-2.
В разные годы ВСМ выпускал хлопкоуборочные машины, калибровщики для цитрусовых, оборудование для обработки льна, очистки семян трав, моторные опрыскиватели. Базовым направлением осталось производство оборудования для послеурожайной обработки зерновых.
В ноябре 1967 года завод награжден Почетной грамотой Президиума Верховного совета РСФСР, в 1970 году удостоен Диплома Совета Министров СССР и ВЦСПС. За досрочное выполнение заданий девятой пятилетки и освоение комплексов современной зерноочистительной техники 16 марта 1976 года завод награжден Орденом «Знак Почета».

С 1976 по 1992 года «Воронежсельмаш» являлся головным предприятием производственного объединения, включавшего в себя конструкторско-технологическое бюро (ГКТБ) и четыре предприятия в Воронеже, Харькове, Брянске и Сузьме. Как центр разработки зерноочистительной техники Советского Союза, ВСМ получал и внедрял в производство самые передовые на то время технические решения.
Конструкторами ГКБТ разработаны высокопроизводительные машины, применяющиеся в зерноочистке до настоящего времени: ОВС-25 (1984), ЗВС-20 (1986), МПО-50 (1992 г), а также оборудование для зерноочистительных агрегатов и комплексов (ЗАВ). Продукцию завода отличает высокая надежность: по сей день работают на производстве установки, выпущенные и установленные в хозяйствах 30 лет назад.
В 70-80-х годах ряд лицензий на производство машин и узлов, созданных и усовершенствованных воронежскими конструкторами ВСМ, были переданы германским производителям зерноочистительного оборудования на предприятие Petkus (Петкус).

25 мая 1979 года на заводе изготовлена миллионная зерноочистительная машина. В 1983 году большой группе работников завода было присвоено звание Лауреатов Государственной премии СССР.
Свыше 200 работников завода награждены орденами и медалями за трудовые успехи, 640 сельмашевцев награждены юбилейными ленинскими медалями.
В 80-х годах продукция завода поставлялась по 500 адресам в Советском Союзе, а также в Болгарию, Венгрию, Монголию, Лаос, Кампучию, Эфиопию, Кипр, Мадагаскар, Афганистан и др. С конвейеров предприятия сходило ежедневно до 130 машин. Протяженность производственных линий составляла два километра.

В 1993 году была проведена приватизация головного завода, и он был преобразован в открытое акционерное общество «Воронежсельмаш». Лишившись государственной поддержки, завод столкнулся с серьезными экономическими трудностями, основная из которых — падение объема производства. Но завод выстоял.

В 2002 году, с приходом новой команды управленцев, была проведена комплексная программа по оздоровлению предприятия. В сжатые сроки реорганизовали цеха, внедрили новые управленческие системы, модернизировали оборудование. Показатели работы предприятия существенно выросли. Объемы производства и продаж от года к году стабильно увеличиваются.

В 2006 году «Воронежсельмаш» представил на рынок новое поколение сепараторов, получивших высокие оценки на отраслевых выставках и быстро завоевавших признание потребителей. В структуре завода создан Инжиниринговый центр, оказывающий обширный перечень услуг по сооружению комплексов для послеуборочной обработки зерна. Предприятие вошло в государственные программы технического перевооружения аграрной сферы, предусматривающие приобретение оборудования в кредит и по лизинговым схемам.



Фото 3.

С 2012 году завод переехал на Масловскую промзону, а настоящие территории выкупили под строительство бизнес-центра. Скоро здесь будет территория гламура и мишуры, а пока мы можем прогуляться по тому, что осталось от некогда могучего завода-гиганта, который живее всех живых в Масловке.

Фото 4.


Фото 5.


Фото 6.

Вот такой он старинный корпус. Даже элементы декора сохранились некоторые. Ну что, пойдем внутрь.

Фото 7.

Оборудование уже давно отсутствует, скоро этот цех будет снесен.

Фото 8.


Фото 9.

А вот так это место выглядело много лет назад...

Фото 10.


Фото 11.


Фото 12.


Фото 13.


Фото 14.


Фото 15.


Фото 16.


Фото 17.


Фото 18.


Фото 19.


Фото 20.


Фото 21.


Фото 22.


Фото 23.


Фото 24.


Фото 25.
Эти часы остановились навсегда....

Фото 26.


Фото 27.


Фото 28.


Фото 29.


Фото 30.


Фото 31.


Фото 32.


Фото 33.

Кто сказал, что в СССР не было интернета? была формула интернета и его математическая модель.))))) Ну, на этом пожалуй всё, ждите продолжения, поскольку кадров многовато.

Фото 34.


Оформлено с помощью «Обрамлятора»

Tags: abandoned, Воронеж, СССР, Сталин, дигг, диггерство, заброс, заброшенные места, завод, история, сталкер, теневая сторона
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments